Нарушение слуха — это снижение остроты восприятия звуков и ухудшение разборчивости речи. Потеря слуха может быть частичной (тугоухость) или полной (глухота). Данная проблема существенно снижает качество жизни человека, поскольку у него блокируется важный источник информации о внешней среде. Причины нарушения слуха могут быть врожденными и приобретенными.
К врожденным факторам относятся:
- Инфекционные заболевания матери во время гестации (корь, краснуха и др.)
- Использование матерью некоторых ототоксических фармацевтических препаратов (в частности — антибиотики аминогликозидной группы)
- Генетические заболевания органов слуха
- Родовая травма
- Врожденные аномалии органа слуха
К приобретенным факторам тугоухости и глухоты принадлежат:
- Воспалительные заболевания органов слуха (острый, хронический гнойный средний отит и его последствия, холестеатома)
- Сенсоневральная тугоухость (неврит слухового нерва)
- Отосклероз
- Травмы уха
- Поражение барабанной перепонки под влиянием внезапного и сильного звукового раздражителя (выстрел, взрыв)
- Длительное воздействие шума. Данная проблема относится к профессиональному заболеванию — шумовой болезни, которая в основном возникает через поражение воспринимающей части слухового аппарата
- Возрастные изменения слухового анализатора
- Ятрогенные факторы (прием ототоксических лекарственных средств, химиотерапия и др.)
- Перенесенные инфекционные заболевания головного мозга (энцефалит, менингит)
- Опухоли (невринома слухового нерва)
Нарушение слуха может произойти на разных уровнях обработки звукового сигнала. В зависимости от локализации поражения, патологию слуха принято разделять на кондуктивную, перцептивную и смешанную тугоухость:
Кондуктивный вариант нарушения слуха — поражение звукопроводящего аппарата. Патологический процесс при этом локализуется в пределах наружного или среднего уха.
Перцептивный (сенсоневральный) — поражение рецептора звуковых колебаний, слухового нерва или проводящих путей головного мозга.
Существует также смешанный тип тугоухости, который характеризуется поражением как звукопроводящей так и звуковоспринимающей части слухового анализатора.
Нарушение слуха является показанием к детальному его обследованию. Диагностика такой патологии может проводиться субъективными и объективными методами. К первой категории обследований относится аудиометрия — определение остроты слуха и способности пациента различать звуковые раздражители разной громкости и частоты, определение степени разборчивости речи.
К объективным методам диагностики принадлежит импедансометрия (исследование среднего уха), метод отоакустической эмиссии (выявляют нарушения функции волосковых клеток внутреннего уха) и способ регистрации вызванных электрических потенциалов (оценка нервного и центрального компонента слухового анализатора). У каждого пациента, который обращается к ЛОР-врачу с нарушением слуха, обязательно выполняется отоскопия — изучение околоушной области, наружного уха, включая барабанную перепонку. Данная процедура выполняется с целью определения видимой патологии наружного и среднего уха.
Современное лечение пациентов с нарушением слуха комплексное и, как правило, мультидисциплинарное. Оно включает: использование медикаментов, хирургическую коррекцию, слухопротезирование, применение логопедической, сурдопедагогической терапии (важный компонент слуховой реабилитации детей). При верификации невральной этиологии нарушения слуха, к лечению пациента привлекаются неврологи, при необходимости — нейрохирурги.